понедельник, 21 сентября 2009 г.

Монах-госпитальер


Направили нас от работы для прохождения ежегодного профосмотра (флюрография, окулист, ухо-горло-нос, невропатолог и терапевт) в консультационно-поликлиническое отделение Городской больницы №32. Когда прошел через проходную, во внутреннем скверике на территории больницы обнаружил небольшую статую монаха. Исходя из внешнего вида статуи и направления деятельности учреждения, где она установлена, можно предположить что это монах-госпитальер...
Для справки:
Госпитальеры (иоанниты) - монашеский орден римско-каталической церкви, основанный около 1080 года в Иерусалиме, целью которой была забота на Святой земле о неимущих, больных пилигримах и раненых в сражениях крестоносцах. Известны также, как Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, Орден рыцарей Иерусалимского госпиталя Святого Иоанна или Орден Святого Иоанна.
Святая Земля, Палестина, задолго до крестовых походов привлекала к себе взоры христиан всего мира. Прикоснуться к святыням христианства, пройти по местам, где тысячелетием раньше ходил Спаситель, увидеть воочию величественную Голгофу и храм Гроба Господня - все это было мечтой для тысяч и тысяч правоверных католиков. Они собирали единомышленников, объединялись в группы, нанимали корабли и плыли в Святую Землю. Так появилось паломничество. Одним из таких паломников или, как их тогда называли, пилигримов, был богатый купец из итальянского города Амальфи, Панталеон Мауро. Около 1070 года он построил у ворот монастыря Святой Марии Латинской, под Иерусалимом, странноприимный дом, или госпиталь. Следует заметить, что в те времена слово «госпиталь» означало совсем не то же самое, что сейчас. Происходит оно от латинского «госпиталис», что означало, ни больше, ни меньше, как «комнаты для гостей». Но невероятные трудности пути, непривычный климат сухой и жаркой Палестины приводили к тому, что большая часть пилигримов добиралась до святых мест уже серьезно больными. А в этой «гостинице» принимали усталых и больных паломников, обеспечивали им заботу и уход, лечили от болезней. При госпитале появлялись лекари, монахи и монахини превращались в братьев и сестер милосердия. Госпиталь постепенно начинал все более соответствовать современному значению этого слова.
До начала крестовых походов маленький госпиталь Панталеона Мауро худо-бедно справлялся со своими обязанностями, поскольку паломников было сравнительно немного. Но завоевание Святой Земли крестоносцами резко изменило ситуацию. К отвоеванным христианским святыням хлынул огромный поток пилигримов, «Христовых воинов» и просто искателей приключений. Для приема больных паломников, к которым добавились и раненные в сражениях крестоносцы, не хватало помещений, лекарств, денег, не хватало людей. И тогда провансальский рыцарь Жерар, участник первого крестового похода, вместе с несколькими своими соратниками принимает непростое и мужественное решение: посвятить свою жизнь страждущим и скорбящим. В клятве, принесенной иерусалимскому патриарху, он и его товарищи дают обет отказаться от всего своего имущества в пользу странноприимного дома, отрекаются от всех мирских радостей и обязуаются повиноваться во всем патриарху или лицу, им назначенному.
В начале 1118 года умирает основатель братства, бывший рыцарь Жерар Том. И в сдерживаемой доселе авторитетом основоположника монашеской обители вспыхивает раскол. Девять братьев во главе с французским рыцарем Гуго де Пайеном выходят из состава ордена, и образуют новое братство. Они называют себя «рыцарями Храма», или тамплиерами (от французского «тампль» - «храм»). У оставшихся в ордене после раскола госпитальеров, называемых еще иоаннитами, по имени Иоанна Крестителя - святого покровителя иерусалимского госпиталя, в 1120 году появляется новый лидер - выдающийся воин, участник многих битв с сарацинами, рыцарь из Прованса Раймунд дю Пюи. Этот незаурядный воин, политик, монах, твердой рукой правивший братством в течение сорока лет, и стал, по сути, подлинным основателем ордена госпитальеров.
Раймунд дю Пюи издает новый устав ордена, на основании которого члены ордена были разделены на три разряда: братьев-воинов, оказывающих пилигримам вооруженный эскорт; братьев-капелланов, взявших на себя духовную миссию молитв и сострадания раненым и недужным; и братьев-лекарей, заботившихся о заболевших пилигримах и раненых воинах. В 1155 году папа римский подтверждает этот устав и дает ордену новый статус, а Раймунд дю Пюи становится первым великим магистром «Ордена рыцарей Иерусалимского госпиталя Святого Иоанна».
К 1170 году Иерусалимский госпиталь становится уникальным для того времени заведением подобного рода. Внушительное здание вмещало в себя две тысячи коек для пациентов и жаждущих отдыха странников, а обслуживающий персонал превышал тысячу человек. Все больные и раненые получали в госпитале безвозмездную помощь; три раза в неделю для паломников из числа бедноты устраивались довольно обильные бесплатные обеды (в меню входил, например, целый фунт вареного или жареного мяса). При госпитале был даже открыт роддом, и все родившиеся там младенцы получали от ордена приданое. Ранг пациента не имел в госпитале никакого значения - и аристократ, и последний простолюдин получали равные порции пищи из общего котла, и все койки, халаты и больничное белье были одного качества.
К XII веку орден достиг наивысшего расцвета. В Иерусалимском Королевстве госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений, а в Западной Европе - девятнадцать тысяч наследственных рыцарских вотчин. Службы в иоаннитских церквах вели четырнадцать тысяч собственных капелланов; госпитали и странноприимные дома стояли во всех крупных портовых городах Европы и чуть ли не в каждом городе Палестины. По своей финансовой и боевой мощи орден не уступал иному крупному европейскому государству. Казалось, у него впереди блестящее будущее, но... XIII век стал определенным рубежом не только для духовно-рыцарских орденов, но и для всего крестоносного движения. Первые неудачи крестоносцев и даже потеря Иерусалима все же не слишком отразились на положении госпитальеров. Но последующие поражения все больше подтачивали боевую мощь «воинов Христа», а резкое снижение количества вступающих в орден новых членов (из-за тех же поражений и общего упадка интереса к крестоносному движению) начало все больше сказываться и на материальном положении ордена.
Гром грянул в 1244 году. В битве под Газой (Ла-Форбье) иоанниты понесли огромные потери: более 9/10 госпитальерского рыцарства погибло или было взято в плен мусульманами. Орден еще смог оправиться от этого поражения: велик был пока запас прочности. Но наступление воинов ислама продолжалось, поражения следовали за поражениями. В 1291 году для иоаннитов наступил «судный день» - мусульманские войска осадили и начали штурм главного оплота госпитальеров в Святой Земле, города-крепости Акры. Несмотря на беспримерный героизм и чудеса храбрости, проявленные «Божьими рыцарями», после двухмесячной осады и непрерывных штурмов Акра пала. Остатки крестоносного воинства бежали на лежащий неподалеку остров Кипр, и с этого времени начинается другая (и не менее яркая) история Ордена рыцарей Иерусалимского госпиталя Святого Иоанна - история бесконечных скитаний, побед, поражений и обретения новой родины.
Место съёмки: внутренний сквер Городской больницы №32, Лазаретный переулок, 4.
Время съёмки: 21 сентября 2009 года (08:30).