среда, 30 апреля 2008 г.

Памятник Барклаю-де-Толли

В 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном, перед Казанским собором по указу Императора Александра I были установлены памятники великим полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Б.Орловского. И, как водится, оба памятника сразу стали объектами городского фольклора, неутомимого и вездесущего. Но, если про Кутузова городские острословы в основном рассказывали анекдоты, например: "Почему Кутузову в Петербурге памятник поставили? - Да потому, что он французам Москву сдал.", то Барклай-де-Толли, стал героем расхожей романтической легенды о необычной мести скульптора Орловского.
Согласно этой легенде, Барклай-де-Толли, придя однажды в мастерскую скульптора Орловского, когда тот работал над памятником, соблазнил жену ваятеля. Оскорбленный Орловский решил отомстить обидчику. Используя некоторые детали одежды полководца и его маршальский жезл, он изваял полководца в весьма неприличном виде, создав иллюзию определенной части тела, выраженной до безобразия ярко.
Правда, это обнаруживалось не сразу. Нужен был определенный ракурс. Но, говорили, именно в этом и состояла виртуозная тонкость мести - знать должны были только посвященные. При этом авторы легенды явно не учли то, что Барклай-де-Толли скончался в 1818 году, в то время как Орловский начал работать над памятником только в 1832 году.



Для справки:
Барклай-де-Толли Михаил Богданович ( 1761 - 1818 ) - известный русский полководец шотландского происхождения, князь, генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 года.
Службу в русской армии начал в 1776 году. Отличился при штурме Очакова во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг., в ходе русско-шведской войны 1788-1790 гг. и в Польской кампании 1792-1794 гг. Участвовал в войнах с Францией и Швецией в начале XIX в. Автор военных реформ 1810-1812 гг. С началом Отечественной войны был оставлен императором в качестве ответственного за руководство военными действиями (официального статуса главнокомандующего он не имел). Сумел добиться соединения русских армий под Смоленском, сорвав планы Наполеона разбить русские силы порознь. Выступил инициатором создания первых партизанских соединений. Попытки Барклая-де-Толли сохранить армию любой ценой вызвали недовольство и упреки в его адрес. Его обвиняли даже в измене. С назначением Кутузова главкомом, Барклай-де-Толли остался командующим 1-й армией. Отличился в ходе Бородинского сражения. На совете в Филях выступил с идеей оставить Москву в целях спасения армии и возглавил по поручению Кутузова вывод армии из Москвы.
Место съёмки: Казанская площадь, дом 2.
Время съёмки: 30 апреля 2008 года (18:50).

Городской ангел


Для справки:
Стенсил - (от англ. stencil - шаблон, трафарет) - надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих поверхностях, выполненные с помощью специальных трафаретов. Считается одним из видов самовыражения молодежи.
В обыденной жизни стенсил применяется для нанесения с помощью краски на какую-либо поверхность повторяющихся коротких текстов (объёмом не более 200 знаков), небольших изображений (логотипов) или орнамента, рассчитанного на многократное повторение одного и того же мотива.
Стенсил-арт (от англ. stencil-art) - оригинальная техника рисования с помощью трафаретов, является одной из разновидностей граффити, уличного искусства рисования на стенах. В отличии от традиционного граффити, изображение для стенсила предварительно вырезают на листе мелованной бумаги, картона, плотной ткани, фанеры, линолеума, пластика или металла, при этом выбор материала зависит от сложности рисунка и фантазии художника. Затем полученный трафарет прикладывают к стене или какой-либо другой поверхности, и распыляют на него спрей-краску. Краска попадет на стену только в тех местах, где из листа были удалены части, составляющие рисунок. Таким образом формируется задуманное художником изображение. Стенсилы чаще всего бывает одноцветными - обычно рисуют темной краской на светлом фоне, или наоборот - светлой на темном. Главное, чтобы получилось контрастно.
Стенсил интересен прежде всего не техникой исполнения, а некой идейной начинкой. Художник, работающий в стиле стенсил-арта, ставит перед собой одну цель - вызвать какие-то эмоции у человека, увидевшего его работу - тот должен улыбнуться, удивиться или задуматься над чем-то. Прохожие видят эти рисунки, и часто помнят их даже после того, как безжалостная рука дворника сотрет или закрасит их. Если представить сколько людей проходит по улице каждый день, то можно предположить, что созданный художником стенсил увидит огромное количество зрителей, зачастую во много раз превышающее число посетителей самого разрекламированного вернисажа самой пафосной художественной галереи. Кроме того, стенсил - это лаконичность формы и быстрота нанесения изображения - процесс занимает всего несколько секунд. Всем этим он сильно отличается от граффити, где по сложившейся традиции ценится прежде всего мастерство исполнения рисунка или оригинальность шрифта.
Место съёмки: Итальянская улица, дом 16.
Время съёмки: 30 апреля 2008 года (18:30).

Белый тюльпан

Вот такой каменный цветок "растет" на пересечении Тихорецкого и Светлановского проспектов. Здание построено в 1986 году для ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Его оригинальная цилиндрическая башня, получившая в просторечии прозвище "Белый тюльпан", завершена своеобразной "короной" из железо-бетонных остроконечных панелей.



Для справки:
Центральный научно-исследовательский институт робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК) - один из крупнейших научных центров России. Направление деятельности - разработка и создание технических средств робототехники и технической кибернетики космического, воздушного, наземного и морского базирования. Создан в 1968 году на базе Ленинградского Политехнического института как Особое конструкторское бюро технической кибернетики (ОКБ ТК) для проведения научных исследований и создания наукоемкой продукции в интересах оборонных отраслей промышленности. В 1981 году ОКБ ТК было преобразовано в самостоятельное научное учреждение - ЦНИИ РТК, а в 1994 году институт получил статус Государственного Научного Центра Российской Федерации. На его базе работают факультеты и кафедры Санкт-Петербургского Государственного Технического университета.
Место съёмки: Тихорецкий проспект, дом 21.
Время съёмки: 30 апреля 2008 года (16:50).

Заброшенная молочная ферма Бенуа


Для справки:
Лесная ферма Бенуа, построенная в 1904 году архитектором Юлием Юлиевичем Бенуа, как образцовая молочная ферма, включала в себя самые разные служебные постройки, в том числе коровники, сараи и ветряную водокачку. Она была электрифицирована, оборудована водопроводом, и являлась успешным коммерческим предприятием. Производимые ею высококачественные молочные продукты славились на весь город и были любимы горожанами. Лесную ферму удостоили золотой медали на проходившей в 1913 году в Петербурге Всероссийской гигиенической выставке и высшей награды - на Международной выставке.
В 1918 году Лесную ферму Бенуа была национализирована, а на её базе был создан совхоз "Лесное". Благодаря традициям использования самых передовых технологий, совхоз "Лесное" стал одним из лучших сельскохозяйственных предприятий во Всеволожском районе, а со временем и всей Ленинградской области.
Когда в середине 1960-х годов городские новостройки подошли к совхозу вплотную, он был перебазирован на новое место в Ленинградской области, а в помещениях Лесной фермы Бенуа до последнего времени размещались экспериментальные мастерские одного из оборонных учреждений. Сегодня эти помещения не используются, они заброшены и постепенно разрушаются.
Место съёмки: угол Тихорецкого и Светлановского проспектов.
Время съёмки: 30 апреля 2008 года (16:45).

Руины дачи Бенуа


Для справки:
Загородный дом, в просторечии дача Бенуа, являющийся частью Лесной фермы Бенуа, построен в 1904 году архитектором Юлием Юлиевичем Бенуа - академиком архитектуры, автором многочисленных городских построек, представителем знаменитого художественного рода Бенуа. Красивый двухэтажный деревянный дом был оборудован большим каменным подвалом, высокими мансардами и башней, служившей одновременно и украшением, и наблюдательной вышкой на случай пожара.
После революции Лесная ферма Бенуа была национализирована, и в доме расположились различные службы организованного на ее базе совхоза. По мере того, как город рос, дом из загородной зоны переместился в черту города, и, в конце концов, оказался на на углу двух проспектов - Тихорецкого (до 1953 года проспекта Бенуа) и Светлановского.
С середины 1960-х годов в доме размещалось конструкторское бюро одного из оборонных учреждений. В 1980-х годах, уже пришедшую в ветхость, дачу Бенуа передали детской художественной школе, пока необходимость неотложного капитального ремонта не остановила и ее работу.
В 1990-х годах заброшенный дом по документам находился в процессе реставрации и перманентного ремонта, который на самом деле выразился лишь в том, что аварийное здание обнесли строительным забором. Не смотря на этот забор дача неоднократно горела, а в марте 2001 года сгорела окончательно. Сегодня от нее остались только руины.
Место съёмки: Тихорецкий проспект, дом 17, лит.А.
Время съёмки: 30 апреля 2008 года (16:35).